Адрес: 115184, г. Москва, ул. Бахрушина, д.8, стр.8, ком. 226
Email: cam@pstgu. ru Директор музея - Заводова Ольга Владимировна Активное формирование коллекций древнерусского искусства в России, научная реставрация и изучение начали своё развитие практически одновременно с революцией 17 года, в ходе которой производилось целенаправленное варварское разрушение Церкви и её святынь. Имена исследователей, посвятивших жизнь изучению сохранению памятников церковной старины, таких, как Ф.И.Буслаев, Н.В.Покровский, Н.П.Кондаков, П.И.Барановский практически не известны за пределами узкого круга специалистов. Деятельность музейных работников, спасшая от уничтожения и продажи за рубеж огромное количество икон и других предметов церковного искусства также не афишировалась. На сегодняшний день мы постоянно сталкиваемся с устойчивым мнением, уравнивающим музейную и охранную деятельность с государственными грабежами и разрушениями советского периода.
Известна практика создания музейных коллекций – «древлехранилищ» непосредственно в церковной среде: епархиальных, при крупных монастырях, соборах, духовных учебных заведениях. Более того, создание древлехранилищ происходило с одобрения и при содействии правящих архиереев. Инициатива же создания музеев исходила обычно от археологических обществ. Насколько остра была ещё в 19 в. проблема «истребления, порчи и самовольных переделок памятников церковной старины»(Сохр. Пам., 105) видно из Синодальных, архиерейских и Высочайших указов, определений и иных архивных документов того времени. В настоящее время стали появляться подобные музеи при действующих храмах. Например, при храме Митрофания Воронежского или храме Воскресения в Кадашах, Николо – Угрешском монастыре.
1-го июня 2002 г. на базе кафедры реставрации икон ПСТГУ, по благословению ректора университета прот. Владимира Воробьева, был создан Церковно-Археологический музей.
Задачи музея следующие :
- во-первых, необходимость просветительской деятельности, направленной на сохранение церковных святынь при активном участии верующих, по-скольку позитивные изменения в отношениях, произошедшие в последнее десятилетие между Церковью и государством, сами по себе не решают проблемы сохранения церковного наследия. При широком распространении иконопочитания, в России не сложилось традиции бережного обращения с иконами, ярким подтверждением чего являются многие экспонаты методического фонда нашего музея.
- во-вторых, создание коллекции поздних икон, практически не представленных в сложившихся музейных собраниях.
Основой коллекции стали иконы, переданные нам за время существовании кафедры реставрации из КГБ, ФСБ, органов милиции, с таможни, из иконописной мастерской ПСТГУ, от частных лиц. Отдельно следует упомянуть два крупных пожертвования ветхих икон из действующих московских храмов: Косьмы и Дамиана и Мученицы Татианы.
Обычно такие иконы обречены на медленное разрушение на колокольнях, чердаках и в подвалах, так как настоятели храмов не знают, что делать с иконами, непригодными для богослужения, нередко благословляя на сжигание. Музей постоянно пополняется переданными из действующих храмов аварийными иконами.
Формирование коллекции идет достаточно активно .На сегодняшний день она насчитывает около 350 икон XVII- XXвв, 60 предметов церковного прикладного искусства, 30 картин, 44 единицы хранения графики, 75 металла, 25 книг синодального периода, 1 облачение, 5 деревянных скульптур, около 30 единиц хранения методического фонда, предметы быта. Уже сейчас имеется основа для исследования как поздних икон, так и поздних окладов. Экспозиция музея, составленная из икон и картин XVII - XXвв, отреставрированных студентами кафедры реставрации ПСТГУ и сотрудниками музея представлена пока в двух небольших залах . Так же собран обширный материал для методического кабинета.
Церковно-археологический музей может стать методическим центром по изучению Церковного искусства позднего периода. Помимо того, что в стенах музея могут проводиться лекции по позднему периоду русской иконописи, где студенты искусствоведческих факультетов смогут изучать памятники не на слайдах, а на подлинниках, возможны занятия просветительского характера для будущих православных пастырей и миссионеров. Подготовка грамотных ризничих – еще одно направление работы музея. Кроме того, мы заинтересованы и в создании «ликбеза» для преподавателей воскресных школ. При наличии соответствующего штата сотрудников планируется проведение тематических и методических экскурсий. К тому же, поскольку основу коллекции музея составляют «хронически больные» иконы, она , в том числе, будет служить и методическим фондом для кафедры реставрации.
Следует отметить, что особенностью музея является не только его существование при ПСТГУ, но и тесное сотрудничество с кафедрой реставрации икон и Научно-исследовательской лабораторией при кафедре . Благодаря этому имеется уникальная возможность корректировать просветительскую и методическую деятельность музея в соответствии с самыми насущными проблемами. Совместно с лабораторией идет работа над живописными аналоями к.XVIII- XIXвв.
Тесное сотрудничество с высококвалифицированными преподавателями и специалистами кафедры позволяет строить далеко идущие практические планы. Первоочередным является создание курсов хранителей и ризничих для действующих храмов.. Конечно, на сегодняшний день, кажется утопичной картина, где каждый храм и монастырь имеет хранителя со специальным образованием, единственной обязанностью которого было бы следить за состоянием икон и художественного убранства храма, а каждая епархия – своё древлехранилище со штатом специалистов. Но мы надеемся, что при условии совместных усилий, эта мечта сможет воплотиться в реальность.
Необходимо добавить, что музея, целенаправленно собирающего коллекцию памятников – начала 20 веков в России нет. И поскольку этот пласт русского искусства мало изучен, а в государственных музеях почти не представлен, собрание Церковно – археологического музея будет представлять интерес для широкой научной общественности.
Для дальнейшего пополнения коллекции сотрудники музея с благодарностью примут иконы, картины, облачения, книги, графику, предметы прикладного искусства и быта синодального периода в любом состоянии.
Отчет о научной работе за 2013 год
Друзья Церковно-археологического музея ПСТГУ
Монастыри:
- Свято-Воскресенский монастырь г. Углича Ярославской области
- Успенский Свято-Георгиевский монастырь Уфимской епархии
- Свято-Троицкая Сергиева лавра
- Свято-Вознесенский монастырь в г. Дубовка Волгоградской области
- Толгский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Ярославле
Храмы:
- Храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе, г. Москва
- Храм Святого Георгия Победоносца на Поклонной горе
- Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке, г. Москва
- Храм великомученицы Татианы при МГУ, г. Москва
- Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке, г. Москва
- Храм Святителя Николая в Пыжах, г. Москва
- Храм Святых Бориса и Глеба в Дегунине, г. Москва
- Сестричество во имя Благоверного царевича Димитрия при I Градской больнице, г. Москва
- Софийский собор г. Новгорода Великого
- Храм Святой Троицы в с. Губари Воронежской области
- Храм Казанской Богоматери в с. Пучково Нарофоминского района Московской области
Организации:
- Московское академическое художественное училище памяти 1905 года
Частные лица:
- Агафонов Е.Ю.
- Алдошина Н.Е.
- Александров Д.В.
- Алимова О.Н.
- Артемьев А.В.
- Багрова Ю.
- Беляев В.В.
- Беляев В.А.
- Василенков М.Н.
- Воронова А.А.
- Габо Н.И.
- Дворникова И.В.
- Дёмина О.В.
- Емельянов Н.Е.
- Ерофеев П.Б.
- Игумен Лука (Аксёнов В.Г.)
- Иерей Константин Польсков
- Клокова Г.С.
- Куланов Н.А.
- Огородникова Л.А.
- Парусникова Л.В.
- Петров И.А.
- Постернак О.П.
- Постников С.А.
- Прохорова С.В.
- Роганов С.М.
- Сизова Е.А.
- Труфанова О.Е.
- Ухань М.Ю.
- Финикова О.И.
- Щенков А.С.
- Осипова Г.А.
Группа ЦАМ ПСТГУ ВКонтакте: http://vk.com/public81950793
Группа ЦАМ ПСТГУ на Wix:http://tsampstgu.wix.com/tsampstgu
|