на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

История Русской Православной Церкви в XX веке

Патриарх Тихон: «Весна - образ нашего обновления». Статья из журнала «Беседа», Варшава, 1893 г.

Представляем вашему вниманию несколько статей патриарха Тихона, ранее не переиздававшихся. Статьи были написаны будущим патриархом в бытность его архимандритом Холмской Духовной семинарии на территории современной Польши. Статьи публиковались в журнале "Беседа", издававшемся в Варшаве. В статьях будущий патриарх раскрывал учение Церкви о самой себе.

Весна - образ нашего обновления
Журнал Беседа № 10, 15 мая 1893 г. Варшава

Весною из года в год совершается обновление всей природы. Солнце, так мало дававшая теплоты зимою, теперь начинает сильно греть. Воздух становится теплым. Воды сбросили с себя ледяные оковы. Снег, покрывавший землю, превратился в воду. Всюду - ручьи и потоки, и земля омывается ими. Когда спадут весенние воды, земля покрывается богатого растительностью. Это уже не мертвая снежная равнина: нет, это как бы сплошной зеленый ковер, на котором в обилии разбросаны прекрасные цветы. Деревья также одеваются в богатую листву и покрываются цветами. В воздухе ощущается благоухание, слышится почти неумолкаемое пение птиц. Всюду замечается пробуждение от долгого сна, жизнь обновляется. Чувствуется радость при одном взгляде на природу в весеннее время.

Человек, как существо разумное, должен в этом обновлении почерпать себе назидание и урок. Ведь природа есть творение Божие, и в ней отражаются премудрость, всемогущество и благость Творца. Природа - это, раскрытая книга, написанная перстом Божиим. Посему книгу эту нам нужно читать, изучать, нужно умудрять себя ей во спасение. Так и делали святые божии человеки. Они, созерцанием красот природы не только услаждали свое сердце, но и просвещали свой ум, питали и возвышали свою Чему же можно научиться из созерцания природы в весеннее время, когда она так привлекательно раскрывается пред нами? Многому и очень многому. Весеннее обновление природы может напоминать нам и творение мира, когда все было так полно жизни, богатства сил, веселия и радости. В этом обновлении мы можем видеть также и предизображение будущего славного воскресения нашего из мертвых и обновления всего мира. Но, кажется, яснее, живее и поучительнее всего в весеннем обновлении; природы изображается наше внутреннее обновление возрождение, наше духовное воскресение от смерти греховной к новой, благодатной жизни во Христе.

В самом деле, весною вся природа как бы пробуждается от долгого сна; - и наша душа, когда на нее воздействует благодать Божия, пробуждается от сна греховного. Весною природа обильно освещается светом солнечным, согревается теплотою лучей его и, доселе мертвая и безжизненная, оживает и возрождается; - и душа наша, доселе мертвая и бесчувственная - ко всему доброму и святому, перерождается, делается новою, когда озарит ее свет Христов, и согреет теплота благодати Св. Духа, становится новым творением, созданным во Христе на дела благие. Весною солнечные лучи разогревают землю, превращают снег и лед в воду, и земля омывается от разных нечистот, находящихся на ее поверхности, водою; - и благодатный свет Божий проникает всю грешную душу нашу, обнаруживает ее неприглядное состояние и вызывает в нас „потоки вод" (Пс. 118, 136) - слезы раскаяния, которыми и омывается наша скверна греховная. Весною земля, согретая солнцем, размягченная водою, проявляет таившуюся в ней жизнь, делается способною произращать всякие семена, травы и цветы и приносит остальные плоды; и в нашей душе при животворном действии Духа Божия воскресают скрытые семена добра, и она украшается благоуханными цветами христианской добродетели, украшается тем, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно и похвально (Филнп. 4, 8).

Отчего весною природа оживает и обновляется? От увеличения на земле света и теплоты солнечных. Но это увеличение их происходит не оттого, что весною солнце ближе к земле, чем зимою. Ученые (астрономы) заметили, что весною оно бывает даже дальше от земли, чем зимою. Обилие же света и теплоты происходит оттого, что земля весною становится в другое положение к солнцу. Зимою та часть земли, на которой мы живем, несколько отворачивается от солнца, находится в отношении к нему в косвенном положении, а потому и лучи солнечные только скользят по земной поверхности, не проникая в глубь ее, не производя благотворной и живительной теплоты. Весною же земля обращается нашею стороною прямо к солнцу, и солнечные лучи прямо ударяют на нее, производят в ней теплоту, разрушают зимний покров и оцепенение земли и возбуждают в ней жизнь. Вот отчего - весна: от прямого обращения земли к солнцу. Откуда же происходит весна духовная, обновление человека?

Душа человека - грешника, как земля зимою. Бесчувственна и безжизненна не оттого, что солнце правды - Христос Бог наш - далеко от нее. Нет, к грешнику милосердый Господь не дальше, чем и к праведнику. Но оттого она мертва духовно, что, возлюбивши грех, она сама отвратилась от лица Божия, удалилась от него „на страну далече" и огрубела в злых навыках, так что все действия благодати Божией, столь благотворные и живоносные для душ верующих, по душе грешника только как бы скользят, не затрагивая сокровенной глубины ее. Что же нужно делать человеку, чтобы выйти из пагубного состояния смерти духовной? обратиться к Богу, как земля обращается к солнцу, и тогда милосердый Господь осветит и согреет нашу грешную душу Своею всесильною благодатью, возродит и обновит ее, как весною солнце возрождает землю.

Ведь Христос Спаситель для того и приходил на землю, для того и учил, страдал, умер и воскрес, чтобы спасти нас погибших, чтобы воскресить нас от смерти, греховной, возродить в новую, благодатную жизнь. Для этого Он ниспослал и Духа Святого, который все созидает и обновляет (пс. 103, 30); для этого Он учредил на земле и Церковь свою. Ужели же мы не захотим воспользоваться всем этим, не захотим быть в единении со св. Церковью? Ведь она есть сокровищница благодатных сил и даров Св. Духа; в ней - наша жизнь, живая вода от приснотекущего источника, наше очищение, освящение, исцеление и помощь. В самом деле, Церковь подает все, потребное для жизни духовной. Так, человек - грешник нуждается в возрождении, - Церковь в таинстве крещения и возрождает его в новую, благодатную жизнь.

Возрожденный нуждается в силах для прохождения новой жизни, все равно как дитя, рожденное на свет, нуждается в воздухе, тепле и проч., - и опять Церковь в таинстве миропомазания сообщает благодатные силы к животу и благочестию (2 Кор. 1, 3). Человек возрожденный нуждается в духовной пище, - Церковь и предлагает ему в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Христа. Он нуждается в излечении немощей своих, - Церковь и врачует эти немощи духовные и телесные в таинствах покаяния и елеосвящения. Посему, кто хочет обновляться и исполняться Духом Божьим, - (а кто же из верующих не хочет этого!) - тот должен находиться в тесном единении и живом союзе с Церковью Христовою, почерпая в ней все, потребное для спасения. В противном случае, как ветвь, отломившаяся от дерева, засыхает, и как член, отрезанный от тела, истлевает, так и человек - христианин, если отделится от св. Церкви, которая есть Тело Христово (Еф. 1, 23), замирает духовно и погибает. Как при потопе погибли все, кто не находился в ноевом ковчеге так угрожает гибель и всем тем, кто не находится в новозаветном ковчеге - Церкви Христовой.

Пусть особенно запомнят это наши «упорствующие», которые не хотят быть в единении со святою православною Церковью и тем добровольно лишают себя безценных благ.

Сколько раз чадолюбивая мать Церковь, хотела собрать их, как птица собирает птенцов своих под крылья, а они упорствуют! Сколько раз Церковь просила и молила их об обращении ради блага самих же их, и, однако, они, заблуждающиеся, противятся гласу ее! Непокорные дети! После каждого нового противления святой Церкви усиливается ожесточение их и холод духовные, подобно тому как, с наступлением зимы со дня на день увеличиваются холода, ужели им нравится и приятен этот холод, - безблагодатное их состояние?! Хотя бы научились они у неразумной природы. Пусть посмотрят, как земля наша весною обратилась к солнцу, и как все, благодаря этому, ожило и зацвело! Пусть же обратятся и они к солнцу правды - Христу Богу нашему и вступят в единение с православною Церковью, им учрежденною на земле. И тогда милосердый Господь не отвратит лица Своего от них, а еще оживотворит их Своею благодатью чрез посредство святой Церкви. Сие буди и буди!

Архимандрит Тихон

16 апреля 2015 г.

Разместить ссылку на материал

24 февраля 2020 г.
Завершился курс “Русский как иностранный” для студентов из Италии
23 февраля 2020 г.
Регентская практика завершилась богослужением в храме свт. Николая в Кузнецах
22 февраля 2020 г.
Хор факультета социальных наук занял второе место на V Сергиевском хоровом фестивале
18 февраля 2020 г.
Доцент ПСТГУ прочитала лекцию в Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева
17 февраля 2020 г.
На очередном заседании НСО филологического факультета студенты размышляли о «Трагедии мстителя»
17 февраля 2020 г.
После университета: социолог как профессия
15 февраля 2020 г.
Добровольцы из Свято-Тихоновского университета посетили Оптину пустынь
15 февраля 2020 г.
Студенты посетили Музей Серебряного века
13 февраля 2020 г.
На богословском факультете прошла творческая встреча студентов, изучающих восточно-христианскую филологию
12 февраля 2020 г.
Освящение тренажерного зала в Студенческом городке