на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

История Русской Православной Церкви в XX веке

Патриарх Тихон: «За что Церковь называется матерью нашею?». Статья из журнала «Беседа», Варшава, 1894 г.

Представляем вашему вниманию несколько статей патриарха Тихона, ранее не переиздававшихся. Статьи были написаны будущим патриархом в бытность его архимандритом Холмской Духовной семинарии на территории современной Польши. Статьи публиковались в журнале "Беседа", издававшемся в Варшаве. В своих статьях будущий патриарх раскрывал учение Церкви о самой себе.

За что Церковь называется матерю нашею?
Журнал Беседа № 21, 15 декабря 1894 г. Варшава

Каждому из нас нередко приходилось слышать, что Церковь называется матерью нашею. За что же дается ей такое название? А за то, что она для нас, христиан, то же, что мать для родного детища.

Мать производит на свет Божий свое детище, кормит его, заботится о его нуждах, предохраняет от опасностей, поддерживает первые шаги его, воспитывает его, сообщает ему первые истины веры и добродетели. Сердце матери бьется заодно с сердцем родного детища, она счастлива, когда счастлив ее ребенок, и, напротив, сильно страдает, когда он бывает или болен, или несчастен; она готова отдать все - и пищу, и сон, и покой, и здоровье свое, - лишь бы дитя ее было здорово и счастливо. Словом, материнская любовь так сильна, так неусыпна, так безкорыстно преданна и способна на всякие жертвы, что никакая другая человеческая любовь не может сравняться с нею. Не меньшую материнскую любовь питает к своим членам и Церковь Христова. И она, как мать рождает нас в духовную жизнь, хранит и заботится о нас, воспитывает и руководит нас по пути к спасению.*)

Все мы христиане, имеем два рождения - плотское (телесное) и духовное. Первым рождают нас родители наши. Они дают нам великий дар - жизнь. Но мы зачинаемся в беззаконии и рождаемся во грехах, рождаемые на проклятие. И что за радость дать жизнь человеку, когда над ним будет тяготеть проклятие?! Не лучше ли в таком случае и совсем не родится человеку на свет Божий?! Здесь-то и спешит на помощь человеку любвеобильная мать св. Церковь. В таинстве крещения она рождает его во второй раз, возрождает в новую, лучшую жизнь, омывает первородный грех, делает человека чистым и праведным и в таинстве миропомазания укрепляет его члены и силы для новой, благодатной жизни.

Но, возродивши нас в купели крещения, чадолюбивая мать наша - Церковь не оставляет нас и после без помощи. Все может покинуть и забыть человека - богатство, слава, здоровье, друзья и сродники. Одна Церковь никогда не оставляет чад своих, если они сами дерзко не отрекутся от нее. Если и мать забудет дитя свое, то не забудет его Бог - Отец и Церковь - мать! Церковь всюду хранит нас и печется о нас. На какое бы событие в жизни христианина - важное или обыкновенное - ни обратить внимание, везде мы встречаем Церковь с ее заботами о христианине. Она встречает его при вступлении в мир, сопутствует ему в продолжение целой жизни, провожает его в могилу; но и после не прекращает молиться и творит память об умершем сыне своем. Пред очами Церкви, пред ее материнскою любовью в жизни человека нет ничего неважного, мелкого и незначительного, на что бы она не обратила своего попечительного взора. Эта любовь Церкви так пространна и всеобъемлюща, что Церковь не хочет покидать нас ни днем, ни ночью, ни в печали, ни в радости, ни в здоровии, ни в болезни.

Мы еще спим и почиваем, а Церковь уже полуночью молится о своих безпечно покоящихся детях. Но вот, мы просыпаемся и встаем. Церковь предлагает каждому из нас, как мать младенцу, готовую пищу домашнюю - утренние молитвы, в которых испрашивает нам от Бога благодать, прощение грехов, просвещение мыслей, помощь на всякое дело благое. Затем начинается для нас трудовой день. Но мы и здесь не одиноки. Каким бы честным промыслом ни занимались мы, Церковь всегда готова благословить наши труды и умолять Господа, чтобы Он даровал благой успех нашим занятиям. Положим, ты - земледелец. У Церкви есть молитвы и для тебя об изобилии плодов земных, о том, чтобы Господь благословил труды твои и умножил плодоношение, чтобы Он исполнил всякого благого плода сокровищницы и житницы твои. Или ты - садовод. Церковь опять молит Бога призреть на насаждения твои, сохранить их безвредно от действия стихий, умножить плоды их. Или ты занимаешься скотоводством.

Церковь просит Господа благословить, умножить и сохранить твои стада. Или ты - рыболов. Церковь молит Бога, чтобы Он благословил твои сети и всегда их множеством рыб наполнял. Но вот после трудов своих праведных ты нуждаешься в подкреплении сил пищею, отдыхом, сном. Церковь и здесь не оставляет тебя своими материнскими попечениями; она неоднократно молит Отца Небесного о том, чтобы тебе был дан хлеб насущный. Она старается сделать животворными источники и реки, откуда берешь ты воду для питья. Она заботится и об отдыхе твоем. Ты видал не раз, как нежная мать заботливо готовит покойное ложе ребенку своему, как закрывает его от света, от докучливых насекомых, от шума людского, - и когда дитя заснет, мать все еще бодрствует над ним. Так же нежно заботится и Церковь о своих чадах, отходящих ко сну; и ее заботы еще выше забот матери, насколько дух выше тела, и небо лучше земли. Она заботится о том, чтобы сон их был мирен и безмятежен, чтобы над ними был простерт покров Богоматери и молитвы Угодников Божиих, чтобы у их ложа ночного бодрствовал Ангел - Хранитель. Но Церковь имеет в виду не только телесные потребности своих чад, а заботится и о потребностях их души. Как мать, она учит чад своих, учит дома и в Церкви, ежедневно и по праздникам, словами и священнодействиями, правилами и примерами, воспитывает и руководит их по пути к спасению.

И всякий раз, как они претыкаются и падают, она спешит к ним на помощь и обновляет их в таинстве покаяния. Церковь старается привести грешного сына своего к раскаянию, и после того, как он с сокрушением сердечным исповедует пред священником грехи свои, он получает отпущение их, снова делается чистым и невинным и сподобляется принятия Пречистого Тела и Крови Христа.

Так вот Церковь не только рождает нас к новой жизни, но и воспитывает. Она везде с нами и всюду за нас. «Что, чадо! Что, чадо чрева моего! Что, чадо молитв моих!», - так нежно, матерински взывает она к каждому из нас. Что же мы воздадим ей в благодарность за все ее материнские попечения о нас? Самым лучшим даром для нее с нашей стороны является то, если мы будем любить и чтить ее, как дети, будем верны и послушны ей, хранить ее порядки и исполнять ее веления. Иначе и к нам будут приложены грозно-печальные слова, некогда сказанные Богом евреям: «Слыши, небо, и внуши, земле! Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Увы, язык грешный, семя лукавое, сынове беззаконии»! (Ис. 1, 2 - 4.)

Архимандрит Тихон.

* и положения эти подробно раскрыты в прекрасной книге Амфитеатрова - „Об отношении Церкви к христианам.

16 апреля 2015 г.

Разместить ссылку на материал

24 февраля 2020 г.
Завершился курс “Русский как иностранный” для студентов из Италии
23 февраля 2020 г.
Регентская практика завершилась богослужением в храме свт. Николая в Кузнецах
22 февраля 2020 г.
Хор факультета социальных наук занял второе место на V Сергиевском хоровом фестивале
18 февраля 2020 г.
Доцент ПСТГУ прочитала лекцию в Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева
17 февраля 2020 г.
На очередном заседании НСО филологического факультета студенты размышляли о «Трагедии мстителя»
17 февраля 2020 г.
После университета: социолог как профессия
15 февраля 2020 г.
Добровольцы из Свято-Тихоновского университета посетили Оптину пустынь
15 февраля 2020 г.
Студенты посетили Музей Серебряного века
13 февраля 2020 г.
На богословском факультете прошла творческая встреча студентов, изучающих восточно-христианскую филологию
12 февраля 2020 г.
Освящение тренажерного зала в Студенческом городке