на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Тема недели

"Размышление по поводу праздника Введения во храм Богоматери"

21 ноября (4 декабря) 1917 года в Православной Российской Церкви, в день праздника Введения во храм Пречистой Девы Марии, в Успенском соборе московского Кремля состоялось историческое событие – интронизация избранного Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Это был первый Патриарх после двухсот лет со дня отмены Патриаршества на Руси.

Знаменательно, что праздник Введения во храм Богородицы был одним из любимейших церковных праздников будущего Всероссийского Патриарха. Его детство и юность были связаны с храмом Введения Богородицы в Торопце, в котором служил его отец, а позднее он сам там совершал богослужения, будучи епископом. Не единожды он посвящал этому празднику свои размышления, каждый раз находя новые слова для его интерпретации. Мы представляем статью, которая не потеряла своего значения и в наше время, из церковного журнала «Беседа», издававшегося в Варшаве во времена служения ректором архимандрита Тихона в Холмской духовной семинарии.

Размышление по поводу праздника Введения во храм Богоматери

Святая Православная Церковь 21 ноября торжественно празднует Введение во Храм Пречистой Девы Марии.

Нежно любили Пресвятую Деву Ее благочестивые родители; радостью и утешением служила Она в их старческой жизни. Но твердо помнили они обет, данный Богу, – посвятить Ему свое дитя. Поэтому, как ни жалко было им расставаться с любимым своим детищем, однако, едва Пресвятой Деве исполнилось три года, родители спешат отдать Ее в храм на воспитание. Всегда ли так поступают наши родители? Охотно ли отдают они своих детей на обучение? Не сетуют ли они, когда приходится посылать детей в школу? «Зачем ребятам нашим грамота», – говорят они. – Разве отцы наши и деды не прожили весь свой век без грамоты? И пусть бы учили мальчиков: им, пожалуй, еще пригодится грамота. А зачем девочкам ученье? Какой толк с того, что они научаться грамоте?»

Так рассуждают многие и забывают, что «ученье – свет, а неученье – тьма». И подлинно, неученый человек – «темный» человек, все равно что слепой. Не видит слепой и не знает хорошо ни себя, ни других людей, ни окружающих его предметов; вздумает пойти он, на каждом шагу грозит ему опасность упасть и разбиться. Тоже самое и человек ненаученый и непросвещенный. Во тьме ходит он и не имеет правильных познаний ни о Боге, ни о мире, ни о себе, ни о других людях. Что же? Ужели ему и оставаться во тьме? Когда нам завяжут глаза или введут нас в совершенно темное место, как нам бывает от этого неприятно! Как стремимся мы поскорее выйти на свет Божий! Также рвется к свету и душа наша. Для того и Христос приходил на землю, чтобы научить нас, дать нам свет и разум (1 Ио. 5: 20). « Доколе свет с вами, – говорил Он, – ходите во свете, чтобы не объяла вас тьма (Ио. 12: 35).

Но как родителям просвещать и учить детей своих, когда многие из них и сами люди темные и неученые? В таком случае на помощь им являются школы, где учат «уму-разуму», всему доброму и хорошему. Отдавайте же, родители, своих детей в школу, отдавайте не мальчиков одних только, а и девочек. И девочкам нужна грамота. Ведь ваши дочери, когда вырастут, со временем сами сделаются матерями и должны учить своих детей. В первые годы дитя находится всецело на попечение матери: она его кормит, она должна и учить его. У отца для этого часто нет ни времени, ни способностей. Никто так хорошо не знает ребенка, его сил, как мать; никто лучше ее не руководит ребенком, его первыми шагами. Она первая научает его молиться Богу, она говорит ему о Нем и направляет первые мысли его и первый его лепет к Господу; она насаждает в душе его семена добра и внедряет их глубоко, чтобы потом никакая буря не истребила их. Мать предохраняет детей от опасности, от неопытности, направляет их склонности, уготовляет для них доброе в будущем. Но чтобы она сумела сделать все это хорошо, научить своих детей, как следует, нужно, чтобы сама она была научена. Иначе слепой поведет слепого, и оба упадут в яму.

Поэтому девице, чтобы сделаться хорошею матерью, нужно быть самой хорошо воспитанною. Такая девица, если бы ей и не пришлось быть матерью, может много сделать доброго и хорошего: она может учить своих меньших братьев и сестер и чужих детей.

В чем же должно состоять воспитание девочек? Чему главнее всего их нужно учить? Ответ на это можно почерпнуть из примера Богоматери. Пресвятая Дева, отданная в храм на воспитание, чаще всего упражнялась в молитве в храме и в чтении Закона Господня.

Тоже должны делать и наши дети. Если их с детства приучить к молитве, то потом они будут находить в ней подпору и утешение себе в жизни. Станет ли одолевать их скука, уныние и печаль, – пусть они спешат в храм Божий излить пред Богом всю печаль свою, высказать всю болезнь души своей, и Господь облегчит их. Пошлет ли Бог какую радость, пусть спешат в храм с хвалою и благодарением Богу, и Он ущедрит им Свои дары. Встретится ли какое затруднение, неудача, пусть они опять идут в храм с усердным молением к Господу о помощи, и Он Переблагий не откажет им в ней.

Пусть наши дети поучаются также в Законе Господнем, ибо в нем находится то, что едино на потребу [Лк. 10:2]. В слове Божием заключаются сокровища премудрости Божией и разума, неоскудеваемый источник поучения, вразумления и утешения нашего. Здесь обретается все, что надобно делать, чего ожидать, чего бояться и избегать. Здесь указывается путь, по которому мы должны идти в своей жизни. Наши благочестивые предки хорошо понимали, как важно для христианина знать Библию, содержащую в себе Закон Господень. В старые времена начинали учить грамоте по священным книгам; выучившиеся читать любили читать священные книги более, чем другие книги. Тогда ученый человек не считался и ученым, если не знал Священного Писания, не читал Библии. А теперь грамотный человек часто берется скорее читать сказку какую-нибудь, чем священную книгу; и тысячи наберутся людей грамотных, которые ни разу и в руки не брали Библии. Пусть, родители, ваши дети не будут такими! Пусть еще измлада изучают Слово Божие и поучаются в Законе Господнем день и ночь!

Пресвятая Дева, находясь при храме на воспитании, занималась также рукоделием; научившись ему, Она соткала после Сыну Своему тот драгоценный нешвейный хитон, который пожалели разодрать даже грубые воины, распинавшие Христа. Вот высокий пример того, что в воспитании нужно соединять образование ума с телесными трудами. Пусть наши дети научаются какому-нибудь ремеслу; оно может им после доставить пропитание. Сам Христос Спаситель помогал своему нареченному отцу-Иосифу в плотнических трудах. Большинство Апостолов были рыбарями, а Апостол Павел умел делать палатки и этим нередко зарабатывал себе на пропитание. Значит, занятие ремеслами почтенно и полезно. Девочкам, конечно, свойственно заниматься рукоделием. Ему и нужно их обучать.

И так родители, большое благо будет, если вы начнете отдавать детей своих, и в частности, девочек, на такое обучение, какое получила Пресвятая Дева. Тогда наши дочери будут подобны той добродетельной жене, которую так описывает один ветхозаветный мудрец: кто найдет добродетельную жену, – цена ей выше жемчуга Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздаст ему добром, а не злом во все дни жизни своей. Уста свои она открывает с мудростью, и кроткое наставление – на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба в праздности. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное – служанкам своим. Встают дети – и ублажают ее; встает муж – хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты всех их превзошла». Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Не боится стужи для семьи своей, поэтому, что вся семья ее одета в двойные одежды. Добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся (Притч. 31: 10–30).

Архимандрит Тихон.

(Беседа. Варшава. 1892. № 22. С. 213–215).

Публикация старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Н. А. Кривошеевой.
02 декабря 2011 г.

Разместить ссылку на материал

24 февраля 2020 г.
Завершился курс “Русский как иностранный” для студентов из Италии
23 февраля 2020 г.
Регентская практика завершилась богослужением в храме свт. Николая в Кузнецах
22 февраля 2020 г.
Хор факультета социальных наук занял второе место на V Сергиевском хоровом фестивале
18 февраля 2020 г.
Доцент ПСТГУ прочитала лекцию в Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева
17 февраля 2020 г.
На очередном заседании НСО филологического факультета студенты размышляли о «Трагедии мстителя»
17 февраля 2020 г.
После университета: социолог как профессия
15 февраля 2020 г.
Добровольцы из Свято-Тихоновского университета посетили Оптину пустынь
15 февраля 2020 г.
Студенты посетили Музей Серебряного века
13 февраля 2020 г.
На богословском факультете прошла творческая встреча студентов, изучающих восточно-христианскую филологию
12 февраля 2020 г.
Освящение тренажерного зала в Студенческом городке